четверг, 25 декабря 2014 г.

Альтернативная точка зрения на проблему валютных кредитов

Сегодня, отвлекусь от надоевшей политики. Хотя, судя по всему, вопрос актуален не только в Украине и в какой-то мере его можно считать политическим.

Хочу поговорить о валютных кредитах. Причём о том, о чём обычно умалчивают.

Тема болезненная. Проблема заёмщиков, многие из которых, в связи с ростом курса доллара и евро оказались не в состоянии оплачивать ежемесячные платежи, абсолютно понятна и вызывает искреннее сочувствие. Тем более, что валютные кредиты, как правило, долгосрочные и на крупную сумму. Чаще всего, это ипотека. Потерять жильё страшно всегда и уж тем более в трудное для страны время.

В связи с этим, не вызывает удивления такая, новость как, например, эта:
“Борислав Береза отметил, что возле ВР проводят акцию протеста митингующие, которые взяли кредиты в банках, когда курс был 5 грн за 1 доллар, а сегодня должны отдавать по 20 грн за 1 доллар.

Депутат призвал своих коллег рассмотреть все вопросы по урегулированию ситуации с валютными кредитами граждан.
“В начале следующей сессии, в феврале, рассмотреть все законы и принять законы, которые устроят людей”, - сказал Береза.
В свою очередь Гройсман дал поручение профильным комитетам “рассмотреть эту проблематику и найти возможности для урегулирования этой ситуации”.
(УНИАН, 23.12.2014)

Но, хочу попробовать, взглянуть на проблему со стороны тех, кого она не коснулась и найти аргументы для полностью противоположной точки зрения, раскрыть обратную, невидимую часть проблемы.

Итак, предположим, что я противник дотаций и других видов компенсаций по кредитам, что бы я тогда мог сказать митингующим заёмщикам?
Попробую:

1. Кредит - это риск. Всегда существует вероятность сорвать своевременные выплаты по нему. Можно потерять работу, заболеть, вас могут ограбить, в конце концов, на пути в банк в день очередного платежа. Валютный кредит добавляет ещё одну рискованную составляющую. Это рост курса валюты в которой выдан кредит.

Скажите мне заёмщики, вы всего этого не знали, когда получали кредит? Знали и приняли на себя ответственность за эти риски. Так несите эту ответственность.

2. Резкий курс роста валюты у нас впервые за время независимости? Вы не знали, что так может быть? Скажете, знали, но не думали что будет настолько трудно? Напомню, в 1993, например, курс за год вырос раз в десять. То есть “не думали” вы, а платить за это не вам?

3. Берёте кредит лет на двадцать, а вы оглядывались назад, скажем, на те же годы. Видели как изменилась жизнь, сколько кризисов и проблем пережила страна, что дало вам основания считать, что в ближайшие двадцать лет эти кризисы и проблемы не повторятся?

4. Как считают заёмщики, государство должно заплатить за их просчёты и самонадеянность. То есть, из налогов тех, кто кредитов не брал. Почему честный плательщик налогов должен помогать абсолютно незнакомому человеку покупать себе жильё?

Я хочу, чтобы мои налоги расходовались на армию, ведь страна находится в состоянии войны.
Я хочу, чтобы мои налоги расходовались на медицину, возможно это спасёт кому-то жизнь. А может, в какой-нибудь больнице появится новый рентген-аппарат или томограф.
Я хочу, чтобы мои налоги шли на оплату труда учителей, которые учат наших детей и так далее.

Платить за чьи-то ошибки? За самонадеянность? За переоценку своих возможностей? Нет не хочу, лучше пусть деньги которые государство собирается выделить под эту программу, пойдут на операции онкобольным детям в тех клиниках мира, где есть опыт проведения таких операций. Пусть это спасёт жизни одного, десяти, а может даже ста детей - не знаю. Даже одна спасённая таким образом жизнь, важнее того, что вы лишитесь жилья, которое, кстати вам и не принадлежит. Или (с большой натяжкой) можно сказать, принадлежит частично.

Посмотрите на договор, который вы подписали, там есть что-то о том, что если курс валюты покажется вам неподъёмным, вы вправе требовать помощи из бюджета страны?

Ваши митинги и демонстрации - это рэкет государства, вымогательство чужих, заработанных не вами денег. Это нечестно, как бы вы себя не убеждали в обратном.

Помощь государства (если оно решит вам помочь) буду считать слабостью.
Я категорически против того, чтобы правительство поддавалось на ваш откровенный шантаж в попытке избежать лишних волнений и удержаться на своих чиновничьих креслах.

Так что, дорогие должники, либо ищите возможность зарабатывать больше, либо выселяйтесь из квартир, либо бегите в банк договариваться о реструктуризации кредита на больший срок, при меньших суммах ежемесячных взносов. Жестоко? Да. Но, почему вы хотите решать свои проблемы за мой счёт? Кто дал вам право винить в проблеме всех, если вы и только вы единолично себе её создали?

P.S. Тем, кто посчитает меня бессердечным, отвечу, что это не так. Мне не чуждо сострадание. Более того, я не утверждал, что разделяю точку зрения о которой рассказал, в том числе и “от первого лица”. Просто попытался быть объективным и разобраться, о чём могут думать те, кто не завяз в валютных кредитах.

Почему интересуюсь этой проблемой? Сам взял шесть с половиной лет назад валютный кредит - ипотека на двадцать лет.

andrey-gavrikov.livejournal.com


А между тем в Нацбанке уже подготовили Меморандум о реструктуризации валютных кредитов

В среду, 24 декабря, в Национальном банке Украины состоялось совещание, в ходе которого были согласованы основные положения проекта Меморандума об урегулировании вопроса реструктуризации потребительских кредитов в иностранной валюте.

Об этом сообщила пресс-служба НБУ.

В совещании приняли участие представители регулятора, банков с наибольшим объемом ипотечных кредитов, предоставленных физическим лицам в иностранной валюте, банковских ассоциаций, Общественного совета при Нацбанке и координаторы движения валютных заемщиков, а также постоянный представитель Международного валютного фонда в Украине Жером Ваше.

В ходе совещания стороны согласовали текст Меморандума и начали процесс его подписания.

В частности, основные положения Меморандума предусматривают:

1. Перевод суммы задолженности по потребительским кредитам в иностранной валюте, определенным в пункте 4 настоящего Меморандума, в гривню по курсу на день реструктуризации;

2. Прощение суммы разницы реструктурированного кредита (на которую начисляется фиксированная процентная ставка 0,01% годовых) между курсом иностранной валюты кредита в день реструктуризации и официальным курсом иностранной валюты, установленным НБУ на 01.01.2014 г. пропорционально погашению должником задолженности по кредиту;

3. Фиксацию процентной ставки суммы кредита, которая была реструктуризирована по официальному курсу, установленному Национальным банком Украины на 01.01.2014 г. на уровне не выше, чем указано в договоре потребительского кредита в иностранной валюте в течение трех лет с момента реструктуризации;

4. Реструктуризацию потребительских кредитов в иностранной валюте, полученных под залог недвижимости, остаток по основной части которых не превышает 2 500 000 грн по официальному курсу гривни к иностранной валюте, установленному Национальным банком Украины на 01.01.2014 г.;

5. Признание банком безнадежной и подлежащей списанию (прощению), неустойки (штрафа, пени), которая возникла в результате ненадлежащего исполнения кредитных обязательств заемщиком по кредитному договору перед финансовым учреждением на момент реструктуризации;

6. Замена по заявлению заемщика аннуитетной формы погашения кредита на классическую (стандартную);

7. Ограничения предметом ипотеки ответственности заемщика по договору потребительскому кредиту в иностранной валюте, кроме кредитов, которые выступают обеспечением по обязательствам кредитора (термин "ипотека" в значении, определенном в Законе Украины "Об ипотеке");

8. Запрет уступки права требования другим финансовым учреждениям по договору потребительского кредита в иностранной валюте без предварительного предложения погашения задолженности заемщиком по цене уступки права требования и тому подобное;

9. Создание Специальной комиссии при Национальном банке Украины по соблюдению положений Меморандума;

10. Определение правил проведения реструктуризации в соответствии с настоящим Меморандумом постановлением Правления Национального банка Украины;

11. Меморандум должен вступить в силу с момента вступления в силу закона о внесении соответствующих изменений в Налоговый кодекс Украины относительно банков и физических лиц заемщиков потребительских кредитов в иностранной валюте.

Текст Меморандума после его подписания сторонами будет опубликован на страницах Официального интернет-представительства Национального банка Украины.

УНИАН

Комментариев нет:

Отправить комментарий