вторник, 31 марта 2015 г.

Пушки вместо масла

— Спокойно, утешайся тем, что пушки голодать не будут (1939)

Карикатура датского художника Херлуфа Бидструпа (1912–1988).

Сей пост навеян ватными восторгами по поводу создания в РФ к 2024 году самолетно–танковой армии и других достижений встающего скален ВПК.

Краткая предыстория рисунка.

"Пушки вместо масла" — нем. kanonen statt Butter.
Популярный (1935—1936 гг.) в нацистской пропаганде фашистской Германии лозунг, выдвинутый нацистом «номер три» Рудольфом Гессом (1894—1987) в своей речи от 11 октября 1936 г.

Этот тезис активно развивали в своих речах и другие лидеры Третьего рейха. Так, нацист «номер два» — экономический руководитель Германии Герман Вильгельм Геринг (1893—1946) — летом 1936 г. в своих выступлениях перед народом спрашивал: «Что вы предпочтете — масло или пушки? [...] Пушки нас делают сильными, масло — всего лишь толстыми». Министр пропаганды Йозеф Геббельс 17 января 1936 г. говорил: «Мы можем обойтись без масла, но [...] не можем обойтись без оружия. Стреляет не масло — стреляют пушки».

Беспокойство нацистских пропагандистов за перераспределение бюджета в пользу милитаризации страны было небеспочвенным. Германия всегда испытывала дефицит растительных и животных жиров. К 1933 году импорт жиров достигал 57 %, причем треть всего жира тратилась на нужды промышленности, в том числе военной. Меры, предпринятые нацистами по снижению зависимости от импорта жира, привели к дисбалансу в сельском хозяйстве, нехватке кормов и кризису в животноводстве. Выполнение задачи по наращиванию ВПК и армии неизбежно сталкивалось с потребностями людей в полноценном питании.

И вот с 1935 года нацисты начали войну — войну за масло с собственным народом.

Населению было запрещено потребление сливочного масла от собственных хозяйств, введена обязательность продажи молока государству. В продажу наряду с дефицитным натуральным маслом стал поступать низкокачественный дешевый заменитель — маргарин. В 1935 году в берлинские магазины выстраивались огромные очереди за натуральным маслом. Пропаганда обратила на это самое пристальное внимание.

Геббельсу и прочим не нравилось, что народ собирается вне магазинов в плотные толпы и обсуждает продовольственную политику 3–го Рейха в самых мрачных тонах. Такое поведение было объявлено источником саботажа и потенциальных бунтов. Были приняты меры. К концу 1935–го года во всех магазинах велся поименный учет покупателей масла, чтобы исключить у них "накопление излишков".

С 1936 года и до конца войны нацисты принимали различные меры по урезанию потребления масла населением: нормированный отпуск, карточную систему (т.н. "жировые карты"). Пропаганда позиционировала "добровольный отказ" от масла как вклад в победу, в военную мощь государства.

Снижение потребления жиров в предвоенные и военные годы достигало 25%. Впрочем, к 1941–му году нужда в ограничениях несколько отпала, так как с вторжением в СССР жировой баланс Германии пополнился за счет реквизированных запасов масличных культур и угнанных животных из советских колхозов.

Однако уже после Сталинградской битвы поставки продовольствия с востока в Германию резко сократились. Это вызывало особую тревогу у гестапо, так как режим питания напрямую сказывался на настроениях народа и производительности труда на военных предприятиях.

Талоны на питание в ФРГ отменили только в 1950 году, в ГДР — в 1958 году.

"Пушки вместо масла" — фраза–символ милитаристской политики государственной власти, озабоченной подготовкой к агрессии, а не благосостоянием народа.

отсюда

Комментариев нет:

Отправить комментарий