среда, 28 мая 2014 г.

Что нужно сделать украинцам, чтобы жить как в Швейцарии

Мне вспомнилась первая лекция по экономике, которую по американской традиции профессор начал с рассказа о своём пути в профессию. А начался он со службы в ВМС, где чем больше уголков мира открывалось глазам будущего профессора, тем сильнее его волновал вопрос: «Почему одни страны живут лучше других?».

Итог его многолетних штудий вас, возможно, удивит, но при всём богатстве нюансов сытнее всегда живётся там, где больше полагаются на невидимую руку рынка и меньше на твёрдую руку эффективного менеджера. Чтобы в этом убедиться достаточно сравнить обстановку в Северной и Южной Кореях. Ниже я укажу одну из причин такого положения дел, хоть и знаю: большинство из вас скорее поверит в чудодейственные силы Кашпировского, нежели в несовершенство иерархий.

Впрочем, моя цель здесь не рекламировать эгалитаризм, а познакомить вас с результатами собственного анализа факторов, определяющих размер ВВП (среднедушевого, с учётом паритета покупательской способности).

Собрав множество разнообразных данных по 128 странам и обработав их методом многомерной регрессии я получила модель, позволяющую предсказать ВВП любой страны, зная о ней всего лишь четыре вещи:
  1. Индекс образования
  2. Уровень коррупции
  3. Объём годового экспорта нефти
  4. Состояние инфраструктуры
Я не буду грузить вас описанием процесса, хотя и с радостью обсужу его с желающими.

Отмечу лишь, что как вы наверняка заметили, среди них нет уровня экономической свободы. Нет, профессор, конечно, был прав. Свобода чётко коррелировала с ВВП. Но еще теснее была обратная связь между ВВП и уровнем коррупции, который в свою очередь коррелировал с экономической несвободой. Другими словами, есть у твёрдых рук тенденция грести под себя, порой в ущерб интересам страны в целом.

Ну, хватит уже слов, перейдём к цифрам.

В нижеприведённом графике вы видите ВВП (на душу населения, ппп), предсказанный моей моделью для Украины, России, Польши и Швейцарии, а так же их настоящий ВВП.


Как видите, расхождения невелики. Общая точность (R^2) модели — 70%. Это оставляет только 30% вариации необъяснённой и позволяет делать выводы с достаточной степенью уверенности. А красота многомерной регрессии в том, что она даёт возможность оценить влияние каждого фактора в отдельности и ответить на многие актуальные вопросы, включая ….

Как жила бы Россия без нефтяной ренты?

Точно так же, как и Украина, подсказывает модель:



Что в свою очередь позволяет рассчитать…

Средневзвешенное ВВП в случае присоединения Украины к России при сохранении цены и объёмов нефтяных продаж: ~$14,700

Гораздо ниже, чем в среднем по Европе, замечу. И это притом, что никто с украинцами «поровну» делиться нефтяными деньгами и не будет. Ими и с россиянами то делятся очень выборочно: львиная доля оседает либо в пределах МКАДа, либо где-то далеко, очень далеко за пределами России. В связи с чем давайте лучше посмотрим…

Каков будет ВВП Украины, если уровень её коррупции упадёт до польского, а остальные показатели останутся неизменными: ~$26,000

Даже выше, чем в самой Польше: украинцы слегка превосходят поляков по уровню образования.

А если опустить уровень коррупции до швейцарского? ~$39,000

А уж как хорошо жилось бы россиянам без коррупции… впрочем, это пока в области фантастики.

А вот украинцы уже сделали реальный шаг в этом направлении, согнав проворовавшегося Януковича с его нагретого золотого унитаза. И если они не свернут с этого пути, то с большой долей вероятности доживут до дня, когда россияне потянутся в Киев на заработки. Выражу надежду, что в отличие от «москалей» украинцы не будут этим бравировать. И дело тут не столько в моём личном вкусе (а мне, признаюсь, было глубоко противно это читать), но и в том, что культурная допустимость дистанции между богатыми и бедными тоже положительно кореллирует с коррупцией и негативно с ВВП.

(c) Таня Ратклифф, Сноб.ру

Комментариев нет:

Отправить комментарий