суббота, 27 декабря 2014 г.

Почему украинские цены не зависят от московских зарплат

Меня тут спросили - а почему вот цена на продукты не зависит от зарплат. Типа - а чей-та не зависит? В Москве вон такие цены, так там и зарплаты ого-го! А в Украине все нищие, потому и цены ниже.

С точки зрения обывателя, изучавшего основы экономики в лучшем случае в вузе, да. Чем выше спрос, тем выше цена и наоборот. Но не все так )))

Спрашивать людей, рассуждающих с точки зрения простой человеческой логики, мол, есть у нас Фридрих батюшка Энгельс и великий капиталист Маркс, о том, чем логика столетней давности отличается от фактов, конечно, тяжело. Потому что а)обыватель всегда в наших странах бывшего Союза приравнивает все росты цен к доллару и сетует на мировой заговор США; б) потому что рассуждать с точки зрения логики может только тот, кто никогда не работал в постсоветском ритейле. И он, ритейл, одинаков в Москве и в Киеве, и даже, смею предположить, в других бывших союзных республиках. И как итог человек путает проблему и следствие, потому как постсоветская экономика является единственной в мире моделью экономики.

Ну и наконец, в)хотелось бы спросить, почему в той же загнивающей Европе покупательная способность (именно так правильно) населения выше, при более высоких зарплатах. Иными словами, связь между ценой и спросом существует, но она не есть определяющей, если судить с нашей колокольни.

Приведу пример, надеюсь, так всем будет понятнее.

Итак, работаю я в ритейле. Я действительно там работала. Приезжает к нам, ну скажем, итальянец. И говорит:

- Я с вами познакомился на выставке во Франкфурте, оооо, я смотрел украинские рейтинги, у вас тут все растет, но у вас нет вот именно такого сыра. Мой сыр лучший в мире! У нас фирма насчитывает восемь поколений и мы все делаем вручную!

Мы (устало):

- И че?

- Что вы? Этот сыр разорвет рынок!

Мы в это время выпроводили такого же итальянца, только с вином. И расскажу дальше, почему. Но пока продолжение диалога.

- Ну допустим. Сколько стоит ваш сыр в закупке?
- 10 долларов килограмм (ну я условно для простоты объяснения)
- Ок, 10 долларов неплохая цена, а теперь мы хотим рассказать вам, как выглядят наши сети.
- Да-да, я хотел бы понять законы вашего рынка! - кричит в счастливом изумлении итальянец, в надежде, что ему щас раскроют все коммерческие тайны.
- Так вот. Есть сеть, ну к примеру, Ашан. У него 5 магазинов по Киеву. В каждом из этих магазинов надо будет договариваться о ретробонусе.
- Что это? - роняет на пол очки итальянец, потому что он такого со времен Сомали не слышал.
- Да ничего такого, просто подарок сети, за то, что она будет сотрудничать с вашим товаром.
- Но это они должны гоняться за моим сыром, разве же нет?
- Пффф, какой вы скучный сноб. Еще надо отдельно заплатить разовый взнос за вход в сеть.
- Так я ж уже согласился на ретро… как его там?
- Это другое. Это оплата лояльности. И не забывайте насчет нашей наценки, мы же тоже хотим зарабатывать.
- А какая она? - уже пищит седой за полчаса итальянец.
- Ну у вас продукт непростого хранения, срок годности не але, так что наценка 20% для нас, еще 15 для розницы - это сети, и да, нам нужен товарный кредит. Ну дней на 120.
- Какой кредит, мы отгружаем хотя бы за 50% предоплаты!
- А мы нет. Но вы можете за свой счет застраховать свои кредитные риски в любой удобной для вас компании.
- Сколько всего мне это будет стоить?
- Пфффф… Какой вы меркантильный. Пейте кофе, слушайте дальше. Названное вы уже посчитали. Маркетинг посчитаем отдельно. Вход в сети везде разный, но мы умеем торговаться, иначе вы бы с нами не работали. Ретробонус будет процентов 7%, хотя может и 20%, зависит от ассортиментного комитета. Конечно, мы все это включим либо в нашу наценку, что плохо, либо в вашу скидку на закупочную цену, что хорошо.
- О, а что это за комитет?
- Это люди, которые будут решать, нужен ли нам ваш сыр, в зависимости от того, в каком они настроении, потому что там сидит восемь родственников главы сети в стране и каждый из них со своими проблемами. Всех их уговорить будет стоить статья на маркетинг, которая пойдет им лично в карман.
- А что такое маркетинг в вашем понимании? - начинает догонять итальянец.
- Ну вы должны будете оплачивать лучшие полки дополнительно, прикассовая зона это ваще капец, ну и надо нанять сотню мерчандайзеров, которые будут следить, чтобы продавцы не задвигали ваш сыр под семгу, которая лежит в том же холодильнике. Это все ваши расходы, мы не потянем, да и вообще не хотим. Если хотите брендирования по особому способу типа «приватный танец для лучшего гостя» - у нас есть специалист, который знает все газеты. Ему надо платить отдельную зарплату. Лет через 20 отобьете.
- Но я ведь просто хочу накормить несчастную страну лучшим сыром!
- Это уже меценатство. Это дорого. Это надо принять, понять и простить.
- Но это же по такой цене никто не купит!!!
- Ну почему. Купят. Если согласитесь на наш план. Тогда и цена будет хорошая, и любить вас будут все, как родного, и на весь мир прогремите. Иначе мы просто ваш сыр на полки не поставим. Или продавайте нам дешевле - вы же из благих намерений, восемь же поколений так просто не пропьешь.

Итальянец умеет считать. Он понимает, что государство не субсидирует ничего, что люди, работающие в рекламе, голодные, как стадо детей из Конго, что в случае возврата товара он влетит. Сетям везет в том случае, если попадается идейный. В совокупности с голодными рекламщиками, удачным попаданием в откатную часть ассортиментного комитета, а еще если будет хороший пиарщик, компания лет через десять получит свою маленькую прибыль, что для Европы в принципе не такой уж плохой сценарий. Правда, все идейные просят гарантии государства, и это уже большая коррупция, но тогда мы начинаем играть по-крупному, и хорошо, что спросил. Учитывая, что лохов мало, цены на полку растут всегда. Как доллар. Да че там - дороже доллара.

Так вот это была часть касательно того, как это вообще происходит, и с чего формируется цена. Теперь перейдем к акционной и скидочной части. Вся она вешается на поставщика. Реклама полностью вешается на поставщика. Всегда за редкими исключениями. Заметьте, о покупательной способности в течение переговоров никто не заикается. О ней начинают говорить лишь тогда, когда поставщик соглашается на условия, плачет, лелеет свой бизнес, верит в него и так далее. Тогда начинаются легкие торги по наценкам, просчет логистики и разговоры о бюджете на маркетинг. Например, у дистрибьютора есть свой собственный склад и машины для развозки. Это будет скидка. На фоне ретробонусов и оплаты входа в сеть - уже счастье. Чтобы конечная цена на полке была как-то понятна покупателю. Если договоров в разумном достичь не удается, но поставщик настаивает, или буксует на половине контракта - товар просто лежит потом с возвратами и с такой компанией договор не продлевается. Ну плохой товар, не продается, мы тут при чем. Делайте лучше. И вообще в нашей стране репутация это все, а вы говно и мы не виноваты. У нас вон законы лучшие в мире, а вы их три раза нарушили, отстаньте, я в печали. Мне вас тут еще прикрывать.

А теперь - почему в Украине товары ниже в цене, чем в России. Потому что основная масса - свое, потому что ассортимент выше, потому что сокращаются расходы даже у иностранцев на всяких импортах и таможнях за счет покупки заводов в селе Кукуево - ура, сэкономили на логистике и прочем, и потому что уровень коррупции ниже и потому что даже моя история, совершенно реально повторяющаяся каждый день у меня в течение полугода, даже на два процента не стоит рядом с тем, что происходит в российских сетях.

Сюда же вопрос цен в России при малейшем падении рубля - импорт превышает экспорт. Все так завязано на импорт даже в собственном производстве, что яйца курочки из Рязани дорожают как золото, потому что в Рязани вдруг нет своих петухов. Они, мать его, голландские! С говядиной в РФ именно так ))) Вырождается самец, вот что поделать.

Да, зарплаты тут тоже имеют место быть. Но это не есть главное. Это даже не половина вопроса. Потому что о покупательной способности думают лишь в момент, когда надо ограничить аппетиты. То есть некая верхняя планка, дальше которой и рыбку уже не съешь.

И еще важно понять, что Киев - самый дорогой город в стране. И его цены выше общих украинских. Москва - самый дорогой город в стране, но ее цены не намного выше Московской области или большинства российской периферии. Крымчане уже ощутили )))

Вопрос в мифе о великой стране. В которой у каждого слишком большие аппетиты. И в которой ритейл работает совершенно по тем же законам. По всей стране причем. Только с другой шкалой. Вопрос в политизации экономики. Какие в жопу зарплаты, причем тут это?

И о Европе. Да, там тоже что-то дорого, что-то дешево. Но там отношение к цене реальное и сети (не всегда, не буду спорить, соотечественники и там понаводили порядков, ибо патриотичных там сейчас больше, чем европейцев), но в целом - сети стремятся покупать товар ради репутации, ради уникальности, ради идеи продавать более крутой товар. Там низкий индикатив, там ограничения на наценку, там много чего. Там даже налоги другие.

Хотя… разве налоги зависят от зарплат? Они зависят ТОЛЬКО от потребностей государства компенсировать неумелое распоряжение бюджетом.

Оп-па, да?

prostonata.livejournal.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий